Степень использования энергии спасателя не должна превышать предельной энергоемкости

Помимо своего основного назначения, буксирные канаты используются при снятии аварийных судов с мели рывком. Эффективность рывка определяется максимальной величиной создаваемого стягивающего усилия, временем приложения упругих сил и зависит от упругих и прочностных характеристик буксирного каната, скорости и водоизмещения спасателя.

Кинетическая энергия даже небольших по водоизмещению спасателей достигает значительной величины. И чем выше степень использования этой энергии, тем выше работа по перемещению с мели аварийного объекта, тем больше эффект рывка. Однако во избежание обрыва каната степень использования кинетической энергии спасателя не должна превышать его предельной энергоемкости, т. е. величины потенциальной энергии, накопленной в канате при изменении нагрузки до разрывной. Для конкретного каната требуемая величина энергоемкости обеспечивается выбором его соответствующей длины.

Расчеты показывают, что при максимальном использовании кинетической энергии спасателя длина буксирного каната достигает неприемлемой для практического использования величины. В то же время чрезмерно длинные буксирные канаты способствуют отклонению линии действия стягивающих сил от требуемой, что снижает эффект рывка. На практике при рывке обычно используются стальные канаты длиной 300—500 м. Из-за чрезвычайно низкой энергоемкости указанных канатов время приложения упругих сил составляет менее 3—4 с, максимально допустимая скорость спасателя — 0,7—1,0 уз. Так как обеспечение скорости движения спасателя в указанных пределах (особенно на волнении) вызывает известные затруднения, то обрыв указанного каната при рывке — распространенное явление.

Как показывает практика, при рывке спасателями большой мощности использование даже достаточно длинных стальных канатов неприемлемо. Так, при снятии теплохода «Рабочая смена» в районе Курильских островов рывком буксира-спасателя «Барс» мощностью 6620 кВт (9000 л. с.) и ледокола «Ермак» дважды происходил обрыв прочного стального каната длиной 1000 м, диаметром 66,5 мм, что значительно осложнило ход проведения спасательной операции. Расчеты, выполненные по раз*работанной в Ростовском ЦПКБ методике, показали неправомерность использования указанных канатов при рывке данными судами.

Для повышения эффективности рывка необходимо также использовать синтетические канаты. Степень использования кинетической энергии буксиров-спасателей при рывке синтетическими канатами в 15—20 раз выше, чем при рывке равнопрочными стальными канатами. Благодаря этому значительно возрастает продолжительность действия упругих сил и расширяется диапазон допускаемых скоростей рывка, что способствует снижению вероятности обрыва буксирной линии. Расчеты показывают, что допускаемая скорость рывка синтетическим канатом в 6—7 раз выше допускаемой скорости рывка стальным канатом эквивалентной длины.

При выборе соответствующей длины и прочности синтетического каната может быть использована в отдельных случаях практически вся кинетическая энергия спасателя, соответствующая максимальной скорости его свободного хода. Так, для использования всей кинетической энергии буксира-спасателя мощностью 2210 кВт (3000 л. с.) и скоростью свободного хода 13 уз длина плетеного капронового каната с разрывным усилием 1700 кН должна составлять 800 м. Получи riobet промокод и переходи на актуальное зеркало для лучших побед.

Один ответ

  1. Марина
    |

    Посмотрела трейлер три раза. Глазам не верю! Это ж всего несколько лет назад снималось. Невероятное перевоплощение. И моложе Женя там выглядит лет на 15 :).

Оставить ответ